Северо-крымский канал, история создания. Кто строил Северо-Крымский канал? Водный канал в крым



Каждый образованный человек знает, что реки, в большинстве своём, куда-то впадают. А вот куда впадает Северо-Крымский канал , знают не все. Заказать экскурсии из Львова лавру.

Северо-Крымский канал (СКК), оросительно-обводнительный, построен в 1961—1971 годах для орошения полей для засушливых районов Крыма. Начинается из Каховского водохранилища , доходит до Керчи. Длина 402,6 км, максимальная пропускная способность 300 м³/с. В 1986 году площадь орошения составляла 380 тыс. га и обводнения св. 600 тыс. га. Снабжает водой Феодосию, Керчь, Судак, посёлки Симферопольского района Комсомольское, ГРЭС, некоторые районы г. Симферополя. Сооружён для перебрасывания зарегулированного стока Днепра в южные районы Украины с целью промышленного и питьевого водоснабжения городов Симферополь, Севастополь, других населённых пунктов, Керченского промышленного района и орошения сельскохозяйственных угодий.

Строительство канала осуществлялось ДС СКК на протяжении 1957-1969 гг. С 1963 по 1985 гг. генеральным директором ДС СКК был Лабунец М.Т. Впервые идея переброски днепровских вод в Крым была высказана еще в 1846 году. Её автором стал первый директор Никитского ботанического сада Христиан Христианович Стевен. Проблема водоснабжения для Крыма всегда считалась сверхактуальной. Так, в результате голода, вызванного сильной засухой 1833 года, погибли десятки тысяч людей, крымские селения опустели. В газете «Таврида» за 1880 год сообщалось, что на почве владения водой на полуострове были даже столкновения, порой заканчивавшиеся кровопролитием. Более чем через сто лет об идее Стевена вспомнили вновь, причём на самом высоком уровне, — и в 1950 году было принято постановление о строительстве Северо-Крымского канала.

Более десяти лет шли исследовательские и изыскательские работы, а в феврале 1961-го пленум Крымского обкома партии объявил строительство Северо-Крымского канала всенародной стройкой. По комсомольским путёвкам со всех концов СССР на полуостров прибыло десять тысяч молодых строителей — и работа закипела, время пошло.

Из рассказа ветерана СКК, Михаила Лабунца: ...В этой стройке участвовала вся страна! Оборудование мы получали из Архангельска, Биробиджана, Таллина. Помогали нам из ГДР, Болгарии, Югославии, Чехословакии. Конечно, затраты были большие, но и объект в итоге получился достойный!

17 октября 1963 года строители канала считают великим днём. В 13.45 после мощного взрыва перемычки днепровская вода устремилась в Крым. Пуск канала ознаменовался и прибытием высокого начальства: красную ленточку на праздничном митинге перерезал Никита Сергеевич Хрущёв .

Строительство трёх очередей канала продолжалось до конца девяностых годов. Днепровская вода оживила не только степные районы, но пришла в Феодосию и Керчь. Северо-Крымский канал — уникальное по сложности и масштабам гидротехническое сооружение с системой каналов и насосных станций, поднимающих воду на высоту сто метров.

Северо-Крымский канал самый длинный канал в Европе: его протяжённость 405 километров (от Новой Каховки до Керчи), длина же магистрального канала и его ответвлений превышает 10 тысяч километров. Сегодня до 85 процентов потребности в воде Крым удовлетворяет именно за счёт Северо-Крымского канала.

Трасса канала состоит из трёх открытых участков и одного напорного. Главный водозабор размещён на Каховском водохранилище, где вода отбирается через главное сооружение-шлюз с подачей её самотёком к насосной станции № 1 на расстояние 208 км (высота подъёма - 9,2 м).

Второй самотёчный участок длиной 79 км размещён между 208 и 287 км (высота подъёма воды насосной станцией № 2 - 25,6 м). Третий самотёчный участок имеет длину 82 км (от 287 до 369 км) и заканчивается близ насосной станции № 3. Дальше вода по напорному водоводу диаметром 1800 мм и длиной 322 м подаётся в насосную станцию № 4, из которой двумя нитями 30-километрового водовода (диаметром 900 и 1200 мм) транспортируется к очистительным сооружениям г. Керчи, где он, собственно, и заканчивается.

На канале построены шлюзы-регуляторы, мосты, акведуки, дюкеры, аварийные сбросы и др. От него ответвляются самостоятельные магистральные каналы Краснознаменской, Чаплинской, Каланчацкой, Красноперекопской, Красногвардейской, Первомайской, Джанкойской и других оросительных систем.

Для увеличения подачи воды на территорию Крыма в 1988 г. построен Перекопский канал длиной около 70 км. В Херсонской области от канала отходит на запад Краснознаменский канал (в сторону одноимённого села).

В Красноперекопске установлен памятник «Три штурма Перекопа», символизирующий этапы в жизни города. Если же, не дай Бог, из за политических событий на полуострове , будет и 4-й штурм украинскими воинами освободителями, то памятник несложно будет и подкорректировать, завалив на бок правый блок (1963), чтобы получилась римская 4 - IV. Шутка, конечно, но надеемся на благорозумие политиков, и 4-го штурма не будет, а Крым также мирно вернут в состав Украины, как и отобрали, чтобы некоторе время им попользоваться.

Пару лет назад Северный Крым пересекал пустой, почти полностью высохший бетонный желоб. Ныне в нем снова плещутся волны. Полвека назад Северо-Крымский канал принес жизнь в засушливые степи. Его строили всем миром. На шестом десятке ему пришлось пережить трудные времена. Но он справляется, продолжая снабжать крымчан водой.

Где находится Северо-Крымский канал на карте?

Он начинается в Украине, ответвляясь от реки Днепр в районе городов Таврийск и Новая Каховка. Минуя Чернявку, Брилевку, Каланчак и Бабенковку, заходит в Крым около города . На Тавриде Северо-Крымский канал протекает по Армянскому, Красноперекопскому, Джанкойскому, Нижнегорскому, Советскому, Кировскому и Ленинскому округам. Заканчивается он, немного не доходя до Керченского водохранилища, возле сел Станционное, Зеленый Яр и Новониколаевка.

История появления: всесоюзная стройка

Центральная часть Крымского полуострова была засушливой всегда. Еще в 1833 г. Х. Стевен (основатель ) высказал идею о целесообразности подведения сюда днепровской воды. Однако технический уровень того времени делал работу практически невозможной. Проект одобрили в 1916 г., но не смогли осуществить из-за дальнейших событий – все время находились более актуальные проблемы.

Официальное решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято на уровне руководства СССР в 1950 г., но сами манипуляции начаты лишь 10 лет спустя – сложный план требовал времени на разработку. Наконец в начале 1961 г. стройка началась: 10 тыс. комсомольцев-добровольцев съехались сюда со всей страны. Оборудование и материалы слали не только Прибалтика, Биробиджан, Архангельск, но и Чехословакия, и даже ГДР.

Процесс шел трудно уже хотя бы потому, что на линии возведения осталось множество неразорвавшихся боеприпасов времен Великой Отечественной. В первом отряде строителей шли саперы, за ними археологи – бросить культурные ценности на произвол судьбы никто не решился.

Сложно точно назвать дату, когда построен канал. В 1963 г. впервые живильная влага с Днепра пошла в . В 1971 г. началось снабжение , в 1975-м – . Первую очередь сдали в эксплуатацию в 1978-м, вторую – в 1990-м. Но основание продолжались и позже, поскольку объект представляется не один, а являет собой сложную систему с ответвлениями и соединительными руслами.

Задержки нередко объяснялись проектными ошибками – потери подаваемой жидкости были очень значительными. Устранение недостатков требовало времени. Всего до сегодня завершено четыре строительные очереди. До распада СССР канал носил имя Ленинского комсомола – в честь юных строителей.

Европейский рекорд

Северо-Крымский канал является самым длинным из подобных сооружений в Европе – длина основного русла превышает 402 км, а общая протяженность всех трубопроводов и ответвлений – 11000 км. Глубина тоже впечатляет – до 7 м, а ширина
– до 150 м, при полной мощности он способен давать до 380 куб. м в секунду.

Хотя рассматриваемый объект не решил всех сложностей с водоснабжением Крыма, угроза засухи практически была ликвидирована. Вода из Днепра позволила развивать на севере и в центральных районах Тавриды ирригационное земледелие и даже выращивать рис (рисовые поля надо полностью заливать). Северо-Крымский канал был способен обеспечить до 85% потребности п-ова Крым в водных ресурсах.

Для отдыха канал малопригоден – значительная его часть забрана в бетон ради профилактики потерь. Однако после строительства главный поток был зарыблен, рыбалка тут стала обычным явлением. В нем ловили окуня, щуку, карася. Платить за это не приходилось даже после прихода рыночной экономики.

Канал успешно выполнял свое назначение, хотя специалисты и говорили о необходимости ремонтных работ (бетон не вечен) и обустройства фильтров (качество днепровской воды в последнее время оставляло желать лучшего). Но засух не было, а крымский рис потреблялся не только крымчанами.

Современные проблемы канала

Потом многое изменилось. Теперь на территории Херсонской области, к неудовольствию ее жителей, русло канала перекрывают нагромождения мешков с землей и бетонных блоков.
Строится и более надежная, промышленная задвижка. На территории Крыма два года назад он был почти сухим. Из-за сооружения дамбы пострадал – водные излишки хлынули туда.

Но проблема решается. Теперь значительная часть оросительной системы Северо-Крымского канала заполняется и водохранилищами, . Количество воды увеличивается за счет вложения средств в ее задержание и модернизацию распределяющих и насосных станций. Строители вспоминают, что во время работы им неоднократно приходилось наталкиваться на подземные источники и резервуары. Сегодня идет активная их разведка, так что скоро канал смогут наполнять подземные ключи.

Рис в Крыму сейчас не выращивают. Но земледелие полуострова живо, а питье в подается регулярно. Северо-Крымский канал ныне не может дать 85% воды для Тавриды, но и не простаивает даром. Уже и рыбаки снова присматриваются к нему. Хотя сегодня активно разрабатываются другие проекты обеспечения края пресной водичкой, от уже имеющейся системы отказываться никто не собирается.

Все же есть надежда, что современные проблемы Северо-Крымского канала уйдут-таки в прошлое и самая длинная рукотворная река Европы продолжит делать свое доброе дело. Крым может жить без канала, но с ним все-таки лучше.

Владислав Сергиенко, корреспондент РИА Новости Крым

В 2014 году Украина прекратила подачу днепровской воды по Северо-Крымскому каналу на полуостров. Тогда этот акт назвали "водной блокадой" и до этих пор ни одного литра "украинской влаги" в СКК не попадает. Однако в том же году власти Республики приняли экстренные меры, что позволило и сейчас частично канал наполнять. Корреспонденты РИА Новости Крым проверили, как содержится "сухая часть" канала и увидели ту точку, где он становится вновь полноводным.

Были на грани

Заместитель председателя Госкомводхоза Республики Крым Андрей Лисовский рассказал, что сейчас используется ровно половина канала.

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко

Северо-Крымский канал, декабрь 2018 года

"Из 270 километров магистральной части Северо-Крымского канала сейчас в работе 50%. Это около 140 километров. В 2014 году Украина перекрыла воду, и нам надо было в кратчайшие сроки решать проблему водообеспечения. Если бы тогда вовремя не среагировали, то Феодосия была бы уже в июне 2014 года совсем без воды, Керчь - в августе. Эти регионы исторически обеспечивались днепровской водой. По предложению Госкомводхоза в районе села Новоивановка было построено гидротехническое сооружение, это дало нам возможность сбрасывать воду из Белогорского и Тайганского водохранилищ в речку Биюк-Карасу, которую мы перенаправили в Северо-Крымский канал. В средине мая 2014 вода начала закачиваться в Феодосийское водохранилище. В 2015 году были введены в строй Нежинский и Просторненский водозаборы и вода по временным водоводам начала поступать в СКК", — пояснил Лисовский.

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко

Северо-Крымский канал, декабрь 2018 года

Правда, по его словам, тяжелым выдался не только 2014 год, но и 2018.

"Это лето было жаркое, поэтому мы загодя попросили подрядчиков подключить к построенным водоводам скважины хотя бы по временной схеме. 5 июля сброс с водохранилищ был прекращен, поскольку объемы воды стали минимальными. Раньше у нас вода в Белогорском водохранилище заканчивалась в конце октября", — рассказывает замглавы Госкомводхоза.

Круглый год

Текущая ситуация заставила специалистов принять решение, на которое не готовы были даже советские строители СКК - канал решили использовать зимой, что не было предусмотрено проектом.

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко

Северо-Крымский канал, декабрь 2018 года

"Северо-Крымский канал построен для работы девять месяцев в году и не запроектирован для работы в зимний период. Но с 2014 года мы обеспечиваем его работу и в холодное время. Система полностью сохранена и находится в рабочем состоянии. В случае какого-то решения по подаче воды, в кратчайшие сроки проведем все подготовительные мероприятия. Я это гарантирую. Да, при пуске будут определенные потери, но никаких серьезных последствий это не будет иметь", — гарантирует Лисовский.

Сухая половина

Красноперекопский филиал ГБУ РК "Крыммелиоводхоз" находится в нескольких десятках километров от места, где Северо-Крымский канал "входит" с территории Украины на полуостров. Антонина Лисовская, заместитель директора филиала сейчас вынуждена смотреть на "сухой" СКК: здесь в канал вода не подается. Тем не менее, и сама "водная артерия", и все оборудование в полностью рабочем состоянии.

"У нас есть три насосные станции, по шесть агрегатов, каждый из которых весит 57 тонн. Первая насосная находится на участке, где воды нет, но поддерживается в рабочем состоянии. Если воду сегодня откроют, то мы сможем ее взять. Остальные две насосные станции работают", — рассказывает Лисовская.

© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко

Северо-Крымский канал, декабрь 2018 года

По ее словам, работа по содержанию канала идет полным ходом.

"На участках, которые не задействованы, идет поросль, но все службы работают на то, чтобы сохранить мелиоративные системы: убирается трава и наносы, ремонтируются швы. У нас есть служба эксплуатации, которая в соответствии с дефектными ведомостями проводит все необходимые работы", — гарантирует она.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Реки в канал

В сотне километров от "сухого" Красноперекопска находится вполне полноводный Нижнегорский. Здесь в Северо-Крымский канала направлена река Биюк-Карасу и несколько водозаборов. Андрей Спасенов — главный инженер Нижнегорского филиала "Крыммелиоводхоз" — рассказывает: все это дает больше ста тысяч кубометров воды в сутки, которые направляют на восток Крыма.

Воссоединение Автономной области Крым с Россией вызвало у новых украинских властей сложную и болезненную реакцию. То, что этот акт был поддержан большинством населения полуострова, сначала ими отрицалось. Однако дальнейшие действия однозначно подтвердили осознание достоверности этой ситуации. Северо-Крымский канал, обеспечивающий до 85% потребностей жителей Крыма и его хозяйственной структуры, фактически перестал работать.

Преобразователи природы

Для того чтобы представить себе масштабность этого достаточно лишь указать на тот факт, что большей искусственной реки в мире нет. Протяженность водной артерии превышает четыре сотни километров, строил ее весь Союз. В самой идее создания рукотворной системы, давшей жизнь бесплодным засушливым землям, проявилось стремление двух советских вождей, И. В. Сталина и Н. С. Хрущева, при всей их непохожести продемонстрировать миру преимущества новой общественной формации, социализма, и непреклонность стремления к преобразованию и улучшению всего, даже самой природы. В начале пятидесятых годов претворялся в жизнь план по преобразованию ландшафтов и рельефов. Как нечто реальное воспринимались проекты по выравниванию гор и поворотов рек вспять. Не все они были реализованы, но Северо-Крымский канал, карта прохождения которого от Таврийска через Армянск и Красноперекопск неоднократно очерчивалась синим карандашом и черенком сталинской трубки, ждала более счастливая судьба.

Время чудес

17 октября - дата, знаменательная для поколения «шестидесятников». В 1957 году в этот день советский открыл эру спутников. В 1963 году город Армянск сотряс взрыв, но он никого не испугал, а напротив, обрадовал тысячи людей, собравшихся на торжественный митинг. На церемонию приехал сам Первый секретарь, заряд тротила смел узкую перемычку грунта, и в пролом хлынула веселая днепровская вода. Так был кардинально решен вопрос орошения земель, ранее считавшихся непригодными для сельскохозяйственной обработки. Совсем недавно произошло еще одно рукотворное чудо, полет Гагарина, и конечно же, оно занимало приоритетное место в сознании современников, но Северо-Крымский канал, при всей своей видимой прозаичности, на поверку оказался не менее удивительным делом рук человеческих.

Сложная система

Начатое еще при Сталине строительство было возобновлено в апреле 1961 года. На ударный объект направляли целые выпуски профильных вузов, и молодые инженеры на практике постигали тонкости выбранной ими профессии. Несколько строительно-монтажных управлений, передвижных механизированных колонн и других организаций получили задачу: создать условия для орошения 180 000 гектар, для чего было недостаточно лишь одного русла, поэтому Северо-Крымский канал - сооружение сложное и разветвленное, с боковыми оттоками, водовыпусками и другими гидротехническими узлами. Столь широкая схема требовала сохранения всей прочей инфраструктуры: дорог, железнодорожных полотен, трубопроводов и Для этого строители возвели множество мостов.

Этапы строительства

Первая очередь водной артерии в целом была завершена к 1978 году. Единый план предполагал орошение площади всего полуострова и окончание строительства в Евпатории. По нему и действовали до 1990 года, вводя в эксплуатацию ежегодно до 30 километров водной трассы. Финальный этап, начатый в 1985 году, не был завершен. В 1991 году на обломках великой страны возникли новые независимые государства, в том числе и Украина. Северо-Крымский канал оказался неподъемной ношей для экономики этой страны, и строительство было заморожено, хотя для его окончания не хватило довольно небольшой в макроэкономическом масштабе суммы, 23 миллиона гривен.

Характеристики

И в незавершенном виде это гигантское сооружение впечатляет своими масштабами. В его строительстве постоянно принимали участие десять тысяч работников высокой квалификации. Общая стоимость выполненных смет в сопоставимых ценах превысила полтора миллиарда советских рублей. Вода в Северо-Крымском канале может проходить со скоростью 300 тонн в секунду, обеспечивая поступление на полуостров объема в 1 миллиард 300 миллионов кубометров в год. При строительстве извлечено почти полтора миллиарда кубометров грунта. Три миллиона тонн бетона уложено в дно и стенки канала. Ширина его на отдельных участках составляет полторы сотни метров. Строительство продолжалось в общей сложности 36 лет. Все эти характеристики могли бы стать предметом гордости любого народа планеты, любой страны мира. Американцы с удовольствием рассказывают о в Неваде, возят на нее туристов. Северо-Крымский канал такой чести не удостоился.

Перекрытый канал

В период нахождения Крымской АО в составе Украины внутригосударственные хозяйственные вопросы решались сложно. Полуостров считался дотационным регионом, его долги госбюджету накапливались, в том числе и за использованную днепровскую воду. Каким было бы дальнейшее развитие событий и как эта проблема могла бы быть решена, теперь остается лишь догадываться. Каких-либо проектов по повышению эффективности экономики автономной области, по всей видимости, не было, по крайней мере о них ничего не известно. Ее отделение от Украины после событий на Майдане перевело отношения между полуостровом и «остальной частью страны» де-факто в ранг межгосударственных.

В качестве стимула возврата отколовшегося полуострова в апреле 2014 года Северо-Крымский канал перекрыли. Впрочем, и этот факт отрицался, хотя доказательств ему вполне достаточно. Это и опустевший канал, и снимки, сделанные с самолета, доказывающие попытки засыпать русло светлыми полипропиленовыми мешками, наполненными песком или грунтом. Украинские власти утверждают, что строится пункт учета отпущенной воды, даются другие объяснения, зачастую противоречащие друг другу, но факт остается фактом, вода на полуостров не поступает. Правительство субъекта РФ приняло меры по обеспечению независимости гидросистемы от внешних поставок. Правительство Украины фактически признало крымчан иностранцами.

Дальнейшее развитие конфликта - тема смелых гипотез. Ясно одно: он лишь часть накопившихся международных проблем.

В районы Херсонской, Запорожской областей Украины и северного и восточного Крыма. Головное сооружение СКК находится на Каховском водохранилище . Канал входит в Крым через Перекопский перешеек и доходит до Керчи. Протяжённость СКК 402,6 км, из них 300,6 км – по территории России и 102 км – по территории Украины, ширина в начале канала 150 м, средняя ширина 10–15 м, максимальная глубина 7 м, пропускная способность головного сооружения 294 м 3 /с, максимальный расход воды 380 м 3 /с. Из этого объёма 60–80 м 3 /с уходит на сельскохозяйственные нужды Херсонской и Запорожской областей, а 300–320 м 3 /с поступает в Крым. Максимально технологически возможный сток – до 500 м 3 /с, что составляет 30% стока Днепра в нижнем его течении, равном 1670 м 3 /с. До 85% воды СКК в Крыму используется для нужд сельского хозяйства, из них 60% – на обеспечение выращивания риса. По СКК ежегодно в Крым в среднем поступало 1,8 млрд м 3 днепровской воды (максимальный объём – около 3 млрд м 3), в то время как объём всех местных источников воды составляет в среднем около 1 млрд м 3 . В последние годы объём днепровской воды, поступающей в Крым, сократился в три раза, ею наполнялось 8 из 23 водохранилищ. Все водохранилища используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения . Даже в этих условиях Северо-Крымский канал обеспечивал до 85% потребностей полуострова в пресной воде.

Первый участок Северо-Крымского канала – самотёчный, на остальном протяжении осуществляется четырёхступенчатый машинный водоподъём. От главного водозабора на Каховском водохранилище вода самотёком через Перекопский перешеек подаётся на расстояние 208,9 км к насосной станции № 1 под Джанкоем (высота подъёма 9,2 м). Второй участок длиной 79 км между 208-м и 287-м километром подаёт воду к насосной станции № 2 (высота подъёма 25,6 м). Третий участок длиной 82 км (от 287-го до 369-го километра) заканчивается насосной станцией № 3, от которой вода по напорному водоводу диаметром 1800 мм и длиной 322 м подаётся к насосной станции № 4. Напорный участок 30-километрового водовода (диаметром 900 и 1200 мм) заканчивается у очистных сооружений г. Керчи.

От магистрали СКК отходят Краснознаменский канал и пять крупных оросительно-обводнительных ветвей – Раздольненская, Красногвардейская, Черноморская, Азовская, Краснознаменская.

Рисовые каналы Азовский и Раздольненский имеют общую протяжённость 300 км. Краснознаменский канал в Херсонской области отходит от СКК на запад (в сторону одноимённого села). Из Краснознаменской ветви Северо-Крымского канала воду получает Чаплинская оросительная система (17,2 тыс. га).

Площадь земель, намечаемая к орошению и обводнению в зоне канала, 1580 тыс. га. Первая очередь орошения – 184,7 тыс. га (в Присивашской низменности, вдоль южного и юго-восточного берега Каркинитского залива, в центральной части степного Крыма и на Тархункутском плато). СКК снабжает водой города Феодосию, Керчь и другие населённые пункты и промышленность Крыма. Для обеспечения гарантированного водоснабжения построены пять водохранилищ, 126 насосных станций для подачи воды на орошаемые земли, 256 крупных гидротехнических сооружений . По всей трассе СКК создано телемеханическое управление гидротехническими затворами и автоматическое управление крупными насосными станциями. Для предотвращения подъёма уровня грунтовых вод в зоне канала проектом предусмотрена коллекторно-дренажная сеть.

В результате ввода в строй СКК значительно увеличена обводнённость районов северного и восточного Крыма. Канал не является судоходным.

Несмотря на высокую потенциальную водность, СКК является сезонным, а не круглогодичным. Его наполнение обычно осуществляется в конце марта. Подача воды завершается в ноябре.

В мае 2014 г. власти Украины перекрыли подачу воды в Крым по СКК. На территории Херсонской области примерно в 40 км от границы с Крымом в русле СКК возведена перегораживающая дамба .

С мая 2014 г. в СКК были перенаправлены воды реки Биюк-Карасу и расположенных на реке Тайганского и Белогорского водохранилищ, а в декабре 2014 года началось строительство Просторненского, Нежинского и Новогригорьевского подземных водозаборов, которые будут предназначены для наполнения СКК.

Также обсуждаются вопросы о переброске вод из рек Кубани и Дона для пуска канала в обратном направлении.

История строительства

С ростом численности населения в послевоенные годы, развитием курортной индустрии и промышленности, а также из-за относительно небольшого количества осадков и неразвитой речной сети в северных и восточных районах в Крыму обострилась проблема снабжения полуострова пресной водой.

Решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято в 1950 г., затем почти 11 лет шли исследовательские и изыскательские работы. Строительство СКК было начато в 1961 г. В 1963 г. СКК транспортировал воду до Красноперекопска, в 1965 г. – до Джанкоя, в 1971 г. – в Керчь. Для подачи воды из Днепра было сооружено обширное Каховское водохранилище, которое было заполнено в 1955–1958 гг. Строительство осуществлялось очередями. В настоящее время закончены три очереди строительства, но в перспективе намечались ещё четвертая, пятая и шестая очереди. Несмотря на существенное улучшение водообеспеченности Крыма на участке от Алушты до Судака сохраняется проблема нехватки пресной воды.

Д.В. Козлов, А.Н. Данильченко, И.В. Корнеев, С.А. Максимов